Фрагмент для ознакомления
2
На протяжении всей ㅤ истории развития человеческой ㅤ цивилизации проблема взаимодействия ㅤ человека и природы ㅤ является одной из ㅤ наиболее актуальных и ㅤ вместе с тем ㅤ противоречивых проблем. С ㅤ одной стороны, человечество ㅤ зародилось в процессе ㅤ эволюции Земли и ㅤ является неотъемлемой частью ㅤ природы, с другой ㅤ – человечество на ㅤ протяжении всего своего ㅤ существования вынуждено использовать ㅤ природные ресурсы для ㅤ удовлетворения своих жизненно ㅤ необходимых, значимых потребностей. ㅤ
Помочь решить экологические ㅤ проблемы призвана система ㅤ экологического образования всех ㅤ слоёв населения, и ㅤ особенно подрастающего поколения. ㅤ
Живая природа издавна ㅤ признавалась в педагогике ㅤ одним из важнейших ㅤ факторов образования и ㅤ воспитания дошкольников. Общаясь ㅤ с ней, изучая ㅤ ее объекты и ㅤ явления, дети дошкольного ㅤ возраста постепенно постигают ㅤ мир, в котором ㅤ живут: открывают удивительное ㅤ многообразие растительного и ㅤ животного мира, осознают ㅤ роль природы в ㅤ жизни человека, ценность ㅤ ее познания, испытывают ㅤ нравственно-эстетические чувства и ㅤ переживания, побуждающие их ㅤ заботиться о сохранении ㅤ и приумножении природных ㅤ богатств. ㅤ
Выдающиеся мыслители и ㅤ педагоги прошлого придавали ㅤ большое значение природе ㅤ как средству образования ㅤ детей: Я. А. ㅤ Коменский видел в ㅤ природе источник знаний, ㅤ средство для развития ㅤ ума, чувств и ㅤ воли. ㅤ ㅤ
К. Д. Ушинский ㅤ был за то, ㅤ чтобы «вести детей ㅤ в природу», чтобы ㅤ сообщать им все ㅤ доступное и полезное ㅤ для их умственного ㅤ и словесного развития. ㅤ Существенный вклад в ㅤ разработку содержания и ㅤ методов ознакомления дошкольников ㅤ с природой внесла ㅤ Е.И.Тихеева. Природу она ㅤ рассматривает как одно ㅤ из условий или ㅤ как элемент среды, ㅤ в которой «дети ㅤ живут своей естественной ㅤ детской жизнью». ㅤ
Что же необходимо ㅤ понимать под термином ㅤ «экологическое образование»?
Автор концепции экологического ㅤ образования дошкольников, Николаева ㅤ С.Н., рассматривает понятие ㅤ экологического образования как ㅤ ознакомление детей с ㅤ природой, в основу ㅤ которого положен экологический ㅤ подход, при котором ㅤ педагогический процесс опирается ㅤ на основополагающие идеи ㅤ и понятия экологии ㅤ [10, с. 28]. ㅤ
Основная цель экологического ㅤ образования: научить ребенка ㅤ развивать свои знания ㅤ законов живой природы, ㅤ понимание сущности взаимоотношений ㅤ живых организмов с ㅤ окружающей средой и ㅤ формирование умений управлять ㅤ физическим и психическим ㅤ состоянием. Постепенно определяются ㅤ образовательные и воспитательные ㅤ задачи: ㅤ
- углубить и ㅤ расширить экологические знания; ㅤ
- привить начальные ㅤ экологические навыки и ㅤ умения - поведенческие, ㅤ познавательные, преобразовательные; ㅤ
- развить познавательную, ㅤ творческую, общественную активность ㅤ дошкольников в ходе ㅤ экологической деятельности; ㅤ
- сформировать (воспитать) ㅤ чувства бережного отношения ㅤ к природе. ㅤ
В отличие от ㅤ других ступеней системы ㅤ непрерывного экологического образования, ㅤ авторы программ, пособий ㅤ для дошкольников чаще ㅤ всего используют термины ㅤ «экологическое воспитание» и ㅤ «экологическая культура». Термин ㅤ «экологическое образование» вошел ㅤ в обиход педагогов ㅤ дошкольного звена только ㅤ в последние годы ㅤ и обычно употребляется ㅤ как синоним экологического ㅤ воспитания. ㅤ
Экологическое образование также ㅤ заключает познавательную составляющую. ㅤ Успешное формирование экологической ㅤ культуры возможно лишь ㅤ как следствие единого ㅤ - познавательно-воспитательного процесса ㅤ экологического образования. Экологическое ㅤ образование дошкольника способно ㅤ исполнить свою ведущую ㅤ роль лишь в ㅤ том случае, если ㅤ оно будет содержательно ㅤ и организационно адекватно ㅤ оформленным, если оно ㅤ будет непрерывным и ㅤ охватит собой (непосредственно ㅤ и опосредованно) все ㅤ стороны жизни ребенка. ㅤ
Компонентами процесса экологического ㅤ образования являются: ㅤ
- цели, принципы, ㅤ задачи; ㅤ
- содержание;
- методы, формы, ㅤ средства; ㅤ
- условия;
- результаты;
- цель.
Учёт особенностей экологического ㅤ образования позволяет выделить ㅤ и его специфические ㅤ принципы, типичные только ㅤ для данного вида ㅤ образования. Одним из ㅤ таких принципов исторически ㅤ выделяется принцип природосообразности, ㅤ который был сформулирован ㅤ ещё великим чешским ㅤ педагогом А.Я. Коменским. ㅤ
Л.В. Моисеева и ㅤ С.Н. Николаева дополняют ㅤ перечень принципов организации ㅤ экологического образования, включая: ㅤ
- принцип гуманизации, ㅤ утверждающий право каждого ㅤ человека на жизнь ㅤ в комфортной, благоприятной ㅤ среде; ㅤ
- принцип научности, ㅤ предполагающий построение экологического ㅤ образования на основе ㅤ учёта основных достижений ㅤ современного научного знания ㅤ не только в ㅤ области эколого-биологических наук, ㅤ но и в ㅤ области психологии и ㅤ педагогики; ㅤ
- принцип позитивного прогнозирования, ㅤ предполагающий проектирование результатов ㅤ воздействия человек на ㅤ природу, не приводящего ㅤ к её разрушению, ㅤ а обеспечивающего заботу ㅤ о предметах, объектах ㅤ природы. ㅤ
- принцип непрерывности, предполагающий организацию системы ㅤ экологического образования с ㅤ первых этапов жизни ㅤ человека – с ㅤ периода раннего и ㅤ дошкольного детства и ㅤ до его смерти; ㅤ
- принцип систематичности ㅤ , который предусматривает ㅤ единство целей, задач, ㅤ методов, приёмов, средств ㅤ и способов экологической ㅤ работы. ㅤ
Таким образом, экологическое ㅤ образование – это ㅤ целенаправленный, планомерный, систематический ㅤ педагогический процесс, направленный ㅤ на оптимальное развитие ㅤ психических свойств и ㅤ качеств личности. ㅤ
Таким образом, изучив ㅤ и проанализировав исследования ㅤ современных учёных по ㅤ проблеме экологического образования ㅤ детей дошкольного возраста, ㅤ можно сделать вывод ㅤ о том, что ㅤ предлагаются разные определения ㅤ термину «экологическое образование» ㅤ и «экологическая культура», ㅤ но мы под ㅤ экологическим образованием будем ㅤ понимать целенаправленный планомерный ㅤ систематический педагогический процесс, ㅤ направленный на формирование ㅤ основ экологической культуры. ㅤ
В свою очередь ㅤ экологическая культура – ㅤ это результат, конечная ㅤ цель экологического образования, ㅤ которая состоит из ㅤ познавательного, ценностного, нормативного ㅤ и деятельностного компонентов. ㅤ
1.2. Содержание экологического образования ㅤ детей дошкольного возраста ㅤ
Содержание экологического образования включает ㅤ два аспекта: передачу ㅤ экологических знаний и ㅤ их трансформацию в ㅤ отношение. Знания являются ㅤ обязательным компонентом процесса ㅤ формирования начал экологической ㅤ культуры, а отношение ㅤ – конечным его ㅤ продуктом. Истинно экологические ㅤ знания формируют осознанный ㅤ характер отношения и ㅤ дают начало экологическому ㅤ сознанию. ㅤ
Отношение, построенное вне ㅤ понимания закономерных связей ㅤ в природе, социоприродных ㅤ связей человека с ㅤ окружающей средой, не ㅤ может быть стержнем ㅤ экологической воспитанности, и ㅤ может стать началом ㅤ развивающегося экологического сознания, ㅤ ибо оно игнорирует ㅤ объективно существующие процессы ㅤ и опирается на ㅤ субъективный фактор. ㅤ
В экологическом образовании ㅤ имеются четыре содержательных ㅤ линии: ㅤ
• научно-познавательная;
• ценностная;
• нормативная;
• практически-деятельностная.
Научно-познавательная линия развивает интерес ㅤ дошкольников к проблемам ㅤ окружающей среды и ㅤ формирует представления о ㅤ картине мира, может ㅤ быть представлена материалом, ㅤ раскрывающим свойства предметов ㅤ и явлений, их ㅤ многообразие, связи между ㅤ ними. Формируется отношение ㅤ детей к своему ㅤ дому, природно-социальному окружению. ㅤ
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1. Ашиков, В.И. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова. – М., 2009.-156 с
2. Бобылева, Л., Дупленко, О. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л.Бобылева, О. Дупленко, // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 258 с.
4. Болотина, А.Р. Дошкольная педагогика. / А.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М., 2008. - 324 с.
5. Большакова, М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе / М. Большакова, Н. Морева // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 7. - с. 12-20.
6. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. - М.: Просвещение, 1972. - 126 с.
7. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности "Дошкольное воспитание" / Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., "Просвещение", 1973. - 256 с.
8. Виноградова, Ф.С. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой / Ф.С Виноградова. - М., 2008.- 154 с.
9. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию / О.А. Воронкевич. - М., 2010.-170 с.
10. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008
11. Граубин, Г.Р.Детям о природе / Г.Р. Граубин. – Детская литература - 1977. -79 с.
12. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т.Зерщикова, Т.Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 7.- с. 3-9.
13. Зенина, Т. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы / Т.Зенина, А.Туркина // Дошкольное воспитание. 2009. N 7. С. 27-35.
14. Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г.Иванова, В.Курашова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - с. 10-12.
15. Йозова, О.К. Наглядные пособия в экологическом воспитании / О.К.Йозова // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 5. - с. 70-73.
16. Каменева, Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб. пособие для педагогических училищ по спец. "Дошкольное воспитание» / Л.А.Каменева. - М.: Просвещение, 1991.-240 с.
17. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А.Каменева. - М., 2003. - 326 с.
18. Кузнецов, В.Н. Программы: Экология / В.Н.Кузнецов. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
19. Левитман, М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? /М.Х.Левитман. - СПб.: СОЮЗ, 2006. - 282 с.
20. Мойснер, Г. П. Всё начиналось с экологической тропы /Г. П. Мойсер //Начальная школа, 2011. - №3.
21. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализации в детском саду / С.Н.Николаева. М.: Мозаика синтез, 2014.
22. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н.Николаева, И.А. Комарова - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
23. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду /Н.А.Рыжова. М.: Карапуз, 2010. – С. 110-155.
24. Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы / Н.А.Рыжова // Дошкольное воспитание № 7, 2016.
25. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа / Н.А.Рыжова. М.: Карапуз-Дидактика, 2015.
26. Тихеева Е.И. Труд детей. По материалам педагогического журнала «Воспитание и обучение» № 5–6, май–июнь, 1917, Петроград // Первое сентября. Дошкольное образование №23, 2004.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования: офиц. текст. Издательство Сфера, 2016.
- С. 96